Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»

Нижегородская обл., г. Дзержинск, ул. Гастелло, 5-А
+7(8313) 26-02-11
do_tsppmsp_dzr@mail.52gov.ru

Мы Вконтакте

мы вконтакте
Большая перемена!
Всероссийский конкурс школьников "Большая перемена"

Школьная медиация

Для организации деятельности служб школьной медиации в 2023-24 учебном году

  • Приказ (Приказ по медиации 2023-24.doc, 51 КБ)

ВНИМАНИЕ КОНКУРС!

Городской конкурс видеороликов
"Школа - мирная территория!"

Посмотрите ролики и выберете самые-самые с вашей точки зрения. 
Чтобы проголосовать откройте ролик на портале Youtube.ru (Нажав иконку в правом нижнем углу экрана-ролика) и поставьте лайк. 
Ждем ваших мнений! Каждый ваш голос для нас важен!

Видео "Школа - мирная территория" № 1

Видео "Школа - мирная территория" № 2

Видео "Школа - мирная территория" № 3

Видео "Школа - мирная территория" № 4

Видео "Школа - мирная территория" № 5

Видео "Школа - мирная территория" № 6

Видео "Школа - мирная территория" № 7

Видео "Школа - мирная территория" № 8

Видео "Школа - мирная территория" № 9

Видео "Школа - мирная территория" № 10

Видео "Школа - мирная территория" № 11

Видео "Школа - мирная территория" № 12


 

Третий слет учащихся-медиаторов 2019-2020 уч. год

Подведение итогов работы Школьных служб медиации в образовательных организациях города. Награждения дипломами победителей конкурса творческих работ "Мир без конфликтов".

Пакшаева С.О., педагог-психолог высшей квалификационной категории МБУ ДО ППМС-центр

ВНИМАНИЕ КОНКУРС!

В нашем городе в каждой школе создана "Школьная служба медиации". Сами ученики помогают друг другу решать конфликты и жить дружно, и не только...

Самые талантливые медиаторы сняли видео о своей работе и о том как решать конфликты. В конкурс мы отобрали 10 роликов! Посмотрите ролики и выберете самые-самые с вашей точки зрения. 

Чтобы проголосовать откройте ролик на портале Youtube.ru (Нажав иконку в правом нижнем углу экрана-ролика) и поставьте лайк. 

Ждем ваших мнений! Твой голос для нас важен!

Ролик №1

Ролик №2

Ролик №3

Ролик №4

Ролик №5

Ролик №6

Ролик №7

Ролик №8

Ролик №9

Ролик №10

Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации подготовлены Минпросвещения России и согласованы с Минюстом России в соответствии с пунктом 13 Межведомственного плана комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2025 года (утвержден Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав 25 сентября 2019 года).


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» осуществляет сопровождение школьных служб медиации в образовательных организациях города.

Что же такое «школьная медиация»?

Медиа́ция — технология альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Медиатор — третья сторона, участвующая в процессе медиации, это посредник между кон­фликтующими сторонами, который облегчает процесс общения между сторонами, понимание позиций и интересов; фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собствен­ному соглашению. Медиатор, не занимая ничью сторону в споре, помогает обидчику осознать причины проступка и принять меры по устранению последствий своего поведения, а обиженной стороне — за собственной обидой помнить о необходимости сохранения в дальнейшем мирных отно­шений.

Медиативный подход — деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях.

Восстановительный подход службы медиации:

  • восстановление разрушенного, попранного, униженного, забытого, утерянного, искаженного в человеке, в человеческом отношении к кому-то или чему-то;
  • восстановление нарушенной социально-психологической ситуации, социальных связей, способности к развитию;
  • главная идея — разрешение конфликта самими участниками этого конфликта

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1916-р «...в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов».


Школьная служба медиации

служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Цель школьной службы медиации

формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

В основе деятельности школьной службы медиации лежат:

  • разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;
  • предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;
  • обеспечение формирования и обучения школьных медиаторов(группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников);
  • использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;
  • использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;
  • применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Сопровождение школьных служб медиации города Дзержинска

С 2014 года в МБУ ДО ППМС-центр ведется планомерная работа по разработке технологии школьной медиации. На первом этапе это выражалось в доскональном изучении нормативной базы, исследовании состояния конфликтности в образовательной среде города Дзержинска, обучение специалистов в Центре развития детей Нижегородской области. С августа 2014 по сентябрь 2017 года ППМС-центр проводил работу в рамках инновационной площадки ГБОУ ДПО НИРО «Разработка и апробация технологии школьной медиации», в которую были включены школы №№ 5, 7, 9, 36, 71.

Для руководителей образовательных организаций, заместителей, педагогов-психологов и социальных педагогов были проведены ряд семинаров по школьной медиации с целью информирования и мотивирования работников образовательных организаций к участию в деятельности службы школьной медиации. Было создано городское методическое объединение педагогов-психологов для разработки документации и программы подготовки учащихся-медиаторов. Педагогами-психологами ППМС-центра и школ была проведена большая и плодотворная работа по информированию и мотивированию преподавателей, учащихся и их родителей об организации школьной службы медиации (ШСМ) в образовательных организациях.

На втором этапе было проходило обучение школьных педагогов-психологов, кураторов ШСМ. На базе ППМС-цента проведено два методических тренингах. Обучено 27 психологов. В ноябре 2017 года планируется проведение очередного методического тренинга для кураторов ШСМ.


Обучение учащихся-медиаторов на тренингах проходит как на базе ППМС-центра специалистами центра, так и в самих образовательных учреждениях школьными педагогами-психологами, прошедшими обучение в центре.


Специалистами МБУ ДО ППМС-центр разработаны памятка для педагогов и памятка для родителей о работе ШСМ, буклет «Школьная служба медиации» и брошюра, которые с успехом используются школьными педагогами-психологами.

Вы можете ознакомиться с планом создания ШСМ в образовательной организации.

В апреле 2016 года на базе МБУ ДО ППМС-центр была проведена общегородская деловая игра, в которой приняли участие 36 учащихся-медиаторов из 11 школ города.


5 апреля 2017 г. на базе МБУ ДО ППМС-центр проходила общегородская деловая игра учащихся-медиаторов «Я медиатор!»

В Деловой игре приняли участие 44 медиатора — это команды из 17 школ города, в которых созданы и успешно работают школьные службы медиации (СОШ №№ 5, 7, 10, 13, 18, 20, 22, 23, 24, 26, 27, 29, 35, 40, 68, 70, 71).

На Деловой игре было принято решение создать Сообщество школьных медиаторов. Деловая игра была посвящена Дню медиатора — 18 апреля, который было решено установить на городском уровне.


Отчет о реализации мероприятий инновационной площадки (2014-2017гг.)

(смотреть)

С сентября 2017 года МБУ ДО ППМС-центр продолжает сопровождение школьных служб медиации в образовательных организациях города.

26 сентября 2017 г. на базе МБУ ДО ППМС-центр состоялся первый городской слёт медиаторов «Медиация и Я», в котором приняло участие 37 учащихся-медиаторов из 18 школ города — школы № 1, 2, 3, 5, 6, 7, 10, 12, 13, 20, 23, 29, 32, 33, 34, 36, 40, 70. Цель мероприятия — мотивирование учащихся-медиаторов образовательных организаций города к активизации работы ШСМ. На слете была спланирована работа ШСМ с учетом пожеланий и возможностей учащихся-медиаторов на первую четверть этого учебного года.

По решению сообщества медиаторов слеты медиаторов будут проходить один раз в четверть. На следующем слёте планируется ознакомление с возможностью работы по профилактике конфликтов в подростковой среде с использованием мульттренинга.


Итоги 2017-2018 учебного года

В течении 2017-2018 уч.года работало методическое объединение педагогов-психологов ОО города «Школьная медиация». Занятия проходили один раз в месяц. На заседаниях МО обсуждались успехи и трудности в организации и работе школьных служб медиации. Педагоги-психологи обменивались опытом работы по профилактике конфликтов, содержанием методических разработок, осваивали новые технологии работы по профилактике конфликтов.

В течении учебного года прошло три слета учащихся-медиаторов, в которых приняло участие 127 человек. Дети осваивали новые технологии по профилактике конфликтов, разбирали конкретные конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Было проведено два методических тренинга по подготовке учащихся-медиаторов. Обучено вновь 35 специалистов образовательных организаций города Дзержинска. В настоящий момент во всех ОО города имеются педагоги, обученные технологии медиации.

Также в текущем уч.году проведен семинар для зам.директоров по ВР по организации и работе ШСМ.

Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций, разработанные Минобрнауки России во исполнение пункта 31 плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р (письмо Министерства образования и науки РФ от 26.12.2017 № 07-7657 ) размещены на официальном сайте министерства образования Нижегородской области в разделе «Дополнительное образование и воспитание», подраздел «Профилактика».

В этом же разделе можно посмотреть другие нормативные методические материалы.