Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации подготовлены Минпросвещения России и согласованы с Минюстом России в соответствии с пунктом 13 Межведомственного плана комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2025 года (утвержден Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав 25 сентября 2019 года).
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» осуществляет сопровождение школьных служб медиации в образовательных организациях города.
Что же такое «школьная медиация»?
Медиа́ция — технология альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Медиатор — третья сторона, участвующая в процессе медиации, это посредник между конфликтующими сторонами, который облегчает процесс общения между сторонами, понимание позиций и интересов; фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению. Медиатор, не занимая ничью сторону в споре, помогает обидчику осознать причины проступка и принять меры по устранению последствий своего поведения, а обиженной стороне — за собственной обидой помнить о необходимости сохранения в дальнейшем мирных отношений.
Медиативный подход — деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях.
Восстановительный подход службы медиации:
- восстановление разрушенного, попранного, униженного, забытого, утерянного, искаженного в человеке, в человеческом отношении к кому-то или чему-то;
- восстановление нарушенной социально-психологической ситуации, социальных связей, способности к развитию;
- главная идея — разрешение конфликта самими участниками этого конфликта
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1916-р «...в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов».
Школьная служба медиации
служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Цель школьной службы медиации
формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
В основе деятельности школьной службы медиации лежат:
- разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;
- предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;
- обеспечение формирования и обучения школьных медиаторов(группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников);
- использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;
- применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Сопровождение школьных служб медиации города Дзержинска
С 2014 года в МБУ ДО ППМС-центр ведется планомерная работа по разработке технологии школьной медиации. На первом этапе это выражалось в доскональном изучении нормативной базы, исследовании состояния конфликтности в образовательной среде города Дзержинска, обучение специалистов в Центре развития детей Нижегородской области. С августа 2014 по сентябрь 2017 года ППМС-центр проводил работу в рамках инновационной площадки ГБОУ ДПО НИРО «Разработка и апробация технологии школьной медиации», в которую были включены школы №№ 5, 7, 9, 36, 71.
Для руководителей образовательных организаций, заместителей, педагогов-психологов и социальных педагогов были проведены ряд семинаров по школьной медиации с целью информирования и мотивирования работников образовательных организаций к участию в деятельности службы школьной медиации. Было создано городское методическое объединение педагогов-психологов для разработки документации и программы подготовки учащихся-медиаторов. Педагогами-психологами ППМС-центра и школ была проведена большая и плодотворная работа по информированию и мотивированию преподавателей, учащихся и их родителей об организации школьной службы медиации (ШСМ) в образовательных организациях.
На втором этапе было проходило обучение школьных педагогов-психологов, кураторов ШСМ. На базе ППМС-цента проведено два методических тренингах. Обучено 27 психологов. В ноябре 2017 года планируется проведение очередного методического тренинга для кураторов ШСМ.